Вы не задумывались о
том, почему некоторые фильмы нам хочется смотреть снова и снова, а на просмотр
некоторых кинокартин хватает и раза? Рецепт хорошего кино знают не многие, но
те, кому удается его найти – создают шедевры. Найти своего зрителя и завоевать
его сердце смог замечательный режиссер, актер и сценарист Латиф Файзиев. Совместно
с индийскими режиссерами он создал рад ярких фильмов, которыми до сих пор
восхищается мир. Впервые в узбекском кино, совместно с индийскими кинематографистами снял ряд фильмов, в которых снимались такие известные индийские актёры как Хемма Малина, Зайнаб Омон, Дхармендра, Санни Митхун Чакраборти, Деол, Пунам Дхиллон, а также великолепный актёр Ролан Быков, Софико Шаурели, Фрунзик Мкртчян и другие...
Латиф Файзиев снял
семнадцать художественных, несколько документальных фильмов и фильмы-балеты.
Вслед за его именем часто произносили слово «первый». Л. Файзиев впервые
использовал новую кинотехнику – т.е. широкий экран, одним из первых создал
цветной фильм «Крушение эмирата» совместно с В. Басовым. В узбекском кино
первый снял фильм-балет «Темир Малик», «Ожившие миниатюры».
Приключения Али-бабы и сорока разбойников
В 1979 году в свет вышла
кинокартина «Приключения Али-бабы и сорока разбойников», ставшая первой
совместной работой узбекского режиссёра Латифа Файзиева и индийского режиссёра
Умеша Мехры. Красочная кинофантазия с элементами мелодрамы, комедии и мюзикла по
мотивам сказок «1000 и одной ночи» поставлена по мотивам восточной сказки о
храбром юноше, который перехитрил коварных разбойников. В основе картины —
легенда о бедном дровосеке Али-Бабе, который нашёл несметные богатства в
сказочной пещере разбойников, главная тема сказки — конфликт родных братьев:
благородного и бескорыстного Али-Бабы и алчного и глупого Касыма.
Л. Файзиев внёс новые
персонажи, поднял проблемы, которых нет в сказке: проблемы с водоснабжением в
городе, торговля питьевой водой, использование голубиной почты и бумеранга,
заговор и дворцовый переворот в индийской провинции, работорговля. Индийский
киновед Б. Сатхе писал, что фильм «Али баба и сорок разбойников» в Бомбее и
других городах Индии демонстрировался беспрерывно полгода подряд и его просмотрело
миллионы зрителей. В узбекском прокате фильм занял одно из первых мест.
В фильме действия
разворачиваются в вымышленном восточном городе Гульабаде, в горах, в пустыне и
в Индии; а Марджина — индийская принцесса и невеста главного героя, которую он
спасает от гибели. На деньги, украденные у разбойников, Али-Баба строит дамбу,
чтобы спасти родной город от засухи, вскоре именно дамба спасает Али-бабу от
разбойников. Именно она и становится преградой перед разбойниками и спасением
для Али-бабы. Фильм изобилует впечатляющими степными и архитектурными
городскими пейзажами Средней Азии, индийскими песнями, танцами и батальными
сценами.
Натурные съемки фильма
проходили в Самарканде, Душанбе и Ташкенте. В главных ролях — актёры разных
национальностей, звезды индийского, российского, армянского, узбекского,
грузинского, туркменского и киргизского кино.
Мало кто знает, что в
литературном первоисточнике все действие происходит в Персии, а принцесса
Марджина — это служанка, которую в финале принимают в семью как родную сестру.
Хочется также отметить некоторые расхождениях в версиях фильма. Версия,
вышедшая в Индии, на 24 минуты длиннее советской, в ней больше песен, боевых
сцен и взрывов. В индийской версии фильм начинается с выезда разбойников из
волшебной пещеры и их бешеной скачки по степи, а советская – с торгового
каравана, идущего по пустыне. В советском фильме Али-Баба убивает разбойников,
сбрасывая их в реку, в индийском — сражаясь с ними на саблях и врукопашную. В
индийской версии показаны отношения Фатимы с Али-Бабой и Марджиной, а в
советской версии Фатима становится женой Касыма, что соответствует исходной
сказке. Стоит отметить, что в составе актерский команды были две семейные пары Дхармендра
и Хема Малини, сыгравшие Али-Бабу и Марджину, а также Ролан Быков, сыгравший
предводителя разбойников, и актриса Елена Санаева, сыгравшая Духа пещеры. Главных
женских ролей в фильме изначально было два: Фатима и Марджина. Но Ролан Быков
специально для своей жены придумал третью роль: Дух пещеры. Это демон в виде
красивой женщины, служащий атаману. Демоница сыграла ключевую роль в фильме.
Именно она затуманила разум Касыма, и тот забыл заветные слова. С Али-Бабой этого
демоница сделать не смогла, так как Али-Баба был бескорыстен и брал сокровища
не для себя, а для строительства дамбы.
Из узбекских актеров в
фильме также снялись: Закир Мухамеджанов, Джамал Хашимов, Якуб Ахмедов, Хамза
Умаров, Джавлон Хамраев, Иногам Адылов, Фархад Хайдаров, Максуд Мансуров, Анвар
Кенжаев, Шариф Кабулов, Бахтиер Ихтияров и др.
Легенда о любви
Второй совместной
работой узбекского режиссёра Латифа Файзиева и индийского режиссёра Умеша Мехры
стал фильм «Легенда о любви», премьера которого состоялась 15 ноября 1984 года
в Дели.
В основу сюжета фильма
легла древняя индийская легенда Sohni Mahiwal («Сони Махиваль») о любви
бухарского юноши и индийской девушки. Две бездетные супружеские пары просили
старого мудреца пустыни помочь исполнить их заветное желание: иметь детей.
Тогда старый мудрец предсказал бездетным индийскому горшечнику и купцу из
Бухары, что родятся у них дети: девочка и мальчик, а когда вырастут, то полюбят
друг друга. Проходят годы. Сын бухарского купца на своем совершеннолетии среди
множества подарков находит дивной кувшин, присланный из Индии. Заглянув в
кувшин, он видит отражение прекрасной девушки, в которую влюбляется. Так, Иззат присоединяется
к каравану, идущему в Индию, чтобы найти свою любовь. В штате Гуджарат он
находит Санию и становится учеником её отца Туллы – мастера гончарных дел, что позволяет
влюблённым видеться чаще. Тулла планирует выдать дочь замуж за другого, но во
время свадьбы Сания сбегает из дома в поисках Иззата. Начинается гроза, и
влюблённые погибают в водах вышедшей из берегов реки.
Авторами идеи по
созданию фильма выступили: Латиф Файзиев, Шанти Пракаш Бакши и Ульмас Умарбеков.
Среди узбекских актеров в фильме снились Закир Мухамеджанов, Наби Рахимов,
Зульхумор Муминова, Гульчехра Джамилова, Исамат Эргашев, Учкур Рахманов и др.
Над фильмом также работали и другие наши соотечественники: сценарист Ульмас
Умарбеков, оператор Даврон Абдуллаев, художник-постановщик Садритдин
Зиямухамедов, монтажёр Зухра Умарова.
По закону джунглей
Еще одним ярким
совместным продуктом узбекско-индийского тандема стал фильм «По закону джунглей», который
вышел в свет в 1991 году.
В основу сюжета вошла
история о любви индийского уличного артиста Шанкара и артистки русского цирка
Наташи. Семья Шанкара живет в небольшой индийской деревне в семье бедняков. Он
зарабатывает на жизнь, выступая на улицах с дрессированным слоном Aпу. Когда в
Индию на гастроли приезжает русский цирк, между Шанкаром и артисткой цирка
Наташей вспыхивает любовь. Цирк предлагает Шанкару работу. Неожиданно в их
судьбу вмешиваются контрабандисты, которым нужен слон для транспортировки героина.
Они похищают слона, убивают отца Шанкара. По закону джунглей Шанкар мстит за
отца и борется за свою любовь.
В роли Шанкара сыграл Митхун
Чакраборти. Говорят, когда актер приезжал в Ташкент на кинофестиваль, его
поклонницы день и ночь дежурили под дверью его номера, а одна девочка упала в
обморок, когда он поцеловал ее в щеку. Выяснилось, что девочка продала свое
платье, чтобы приехать из Грозного (Российская Федерация) в Ташкент и увидеть
воочию своего кумира.
Те, кто смотрел этот фильм,
наверняка смогли оценить актерскую игру отечественных артистов: Махмуда
Исмаилова в роли дрессировщика тигров, Обида Асомова в роли директора цирка,
Джамала Хашимова в роли бандита, Мурада Раджабова в роли клоуна, Бахтиёра Ихтиярова
в роли конферансье, Наили Ташкенбаевой, Хусана Шарипова, Шеркузи Газиева, Соата
Шарипова, Иногама Адылова, Вахаба Абдуллаева, Раджаба Адашева, Гаухара
Закирова, Машраба Кимсанова, Барно Кадыровой, Батыра Курбанова, Закира Муминова,
Джамиля Садыкова и др.
Фильмы, созданные
Латифом Файзиевым, живут и продолжают радовать многочисленных зрителей и
поныне. Это далеко не весь список совместного творчества двух стран, который
продолжает пополняться новыми работами.
Фарангиз Салохожаева
0 коммент.:
Отправить комментарий